.................................................фотоальбом.................................................
Виртуальная панорама
экспозиций школьного музея (выполнено с использованием Flash технологий: EXE-файл ссылка на роликКниги:
Книга о школьном музее:
Книга о школе №21:
Анкета-представление исторического музея средней школы № 21 г. Йошкар-Олы
1. Полное наименование музея:Исторический музей МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Йошкар-Олы»
2. Дата основания музея:12 февраля 2007 года
3. Почтовый адрес, телефон: г. Йошкар-Ола, с. Семеновка, ул. Молодежная, д. 11, тел. 72-83-46
4. ФИО руководителя школьного музея: Васенина Оксана Николаевна, тел: 89371128549
Характеристика музея:
1. Исторический (профиль музея: боевой и трудовой славы)
2. Программа деятельности музея составлена по основным направлениям музейной деятельности:
- Исследовательская деятельность музея. Темы: «История нашей школы», «История совхоза «Овощевод», «Ветераны войны – наши односельчане», «Труженики тыла», « Афганская война: как это было», «Биография Рустама Сафина, выпускника школы, погибшего в Чеченской войне», «Марийский край в годы Великой Отечественной войны», «Битва за Ржев», «6-ая рота», «Путь длиною в 425 лет» и др.
- Основные направления фондовой работы: комплектование, учет, хранение, изучение фондов:
- научная организация фондов музея;
- заполнение инвентарной книги;
- экспозиционная работа;
- массовая работа;
- тематические экскурсии и обзорные лекции;
- Организация поисково-краеведчекой работы музея:
- историко-бытовые экспедиции по селу и по окружающим деревням;
- интервьюирование ветеранов войны и в рамках республиканского научно-исследовательского проекта «Человек на войне»; «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны»;
- работа с архивными источниками в Государственном архиве РМЭ;
- поисково-исследовательская работа о Рустаме Сафине, выпускнике школы, погибшем в первой Чеченской войне; о ветеранах Афганской войны;
В ходе поисковой работы комплектуется музейный фонд, проведена обработка и изучение музейных предметов, написаны и защищены исследовательские работы по темам: «Кто и почему так назвал?», «Марийский край в годы войны», «Труженики тыла в годы войны», «Мужество сквозь юность пронесли», «Совхоз «Овощевод»: прошлое и настоящее», «6-ая рота», «Битва за Ржев», «История развития образования в Семеновке», «Наша школа», «История одного экспоната», «Афганская война: как это было», «Марийский праздник шорыкйол», «Актриса театра им. Шкетана – А. Г. Страусова», «Поэт революционной эпохи».
- Характеристика фондов музея: музею нашему исполнилось три года, экспонаты копятся. У нас находятся два переходящих Красных знамени и рубиновая звезда, множество грамот и дипломов совхоза «Овощевод», коллекция наград ветерана ВОв, китель Рустама Сафина, медали и грамота афганца Сергеева В., награды и документы первого директора школы Никитиной Л. В., пионерская атрибутика, экспонаты, привезенные из-под Ржева в кол. 30шт. и др.
- Названия разделов экспозиции:
- Ржевская битва
- Чеченская война
- Афганская война: как это было
- Марийский край в годы Великой Отечественной войны
- Кадеты - будущее армии
- Путь длиною в 425 лет
- История совхоза «Овощевод»
- История нашей школы
- Использование музея в образовательно-воспитательном процессе образовательного учреждения:
- 12 февраля - проведение дня памяти по Рустаму Сафину;
- проведение тематических вечеров;
- проведение обзорных и тематических экскурсий для обучающихся, родителей, выпускников и гостей школы.
- Экскурсионная работа:
- школа юного экскурсовода, подготовка и апробация экскурсий учащимися;
Участие в конкурсах научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ.
- Использование материалов музея в средствах массовой информации, научно-популярных изданиях:
- октябрь 2007 года в газете «Кугарня» статья «Тоштер уто огыл»;
- участие в школьных, городских, республиканских научно-практических конференциях;
- на сайте в Марийском региональном INTERNET Центре создание и защита сайта о работе музея;
Сценарий представления школьного музея
Ведущий 1.
Дорогие гости, милости просим!
О себе расскажем, лишнего не спросим.
Мы в музей сегодня всех вас пригласили
Вам о том расскажем, что не позабыли
Ведущий 2.
Тех, кто пал за Родину, кто еще в строю.
Ту уже далекую Великую Отечественную,
Кто в Афганистане долг свой исполнял,
Кто в младые годы героем после смерти стал,
Мы помним о парнишке юном, что в Чечне погиб,
Его военный китель бережно музей хранит.
Ведущий 1.
В средней школе №21 г. Йошкар-Олы, где учился Рустам, все окружающие знали, что за его скромностью, молчаливостью, уравновешенностью скрывается сильный, волевой характер.
В 1995 году Рустама забрали в армию. Из армии он написал пять писем. 13 февраля 1996 года командование войсковой части принесло страшное известие: 12 февраля 1996 года при отражении нападения боевиков в ходе перестрелки погибли трое военнослужащих части, и среди них был Рустам. Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1996 года Сафин Рустам награжден Орденом Мужества (посмертно) Память о Рустаме живет в сердцах родителей, учителей, знакомых и останется на веки. Ежегодно, вот уже в течение 12 лет в школе 12 февраля проводим день памяти по Рустаму Сафину. В сентябре 1996 года в школе открылся первый профильный кадетский класс.
Ведущий 2.
Жизнь пройдет, а это не сотрется.
Присягают Родине сыны.
Пасмурно, но словно вышло солнце,
Так глаза солдат просветлены
С кумачем деревья зашептались.
И застыли в гулкой тишине,
А теперь лицом к лицу остались
Родина и я наедине.
Я клянусь без устали повсюду
Охранять родимые края,
Я тебе достойным сыном буду,
Мать солдата, Родина моя.
Я клянусь надежною защитой
Заслонять тебя в любом бою.
Никаким врагам не дам в обиду
Мать солдата – Родину мою.
Ведущий 1.
Историю совхоза
В музее вы найдете тоже.
Родной «Овощевод» любили мы и любим,
И Красные знамена беречь мы свято будем!
Ведущий 2.
Марийский край родной,
На карте мира
Ты даже меньше,
Чем кленовый лист.
У нас в сердцах,
Мой край марийский милый,
Ты как цветок,
Прекрасен, юн и чист.
Ведущий 1.
Говорят, что наша школа
Лучше всех на свете,
И таких учителей
Вам нигде не встретить!
Это правда! Это правда!
Наша школа лучше всех!
Здесь с утра до ночи слышен
Звонкий, детский смех!
Ведущий 2.
А время летит, оно быстротечно!
И многое время сотрет навсегда.
Но в памяти нашей останутся вечно
Наши директора.
Ведущий 1.
Школа наша вместе с нами каждый день растет.
Школа наша не обманет, каждого поймет.
Школа часто к нам приходит в наших лучших снах.
Вместе мы носить готовы школу на руках!
Школа нас научит все ошибки исправлять,
Все проблемы в жизни здесь научимся решать.
Разве мы сумеем это позабыть?
Просто невозможно нашу школу не любить!
Школа наша молодая – ей всего лишь 20 лет.
Лучше школы нашей в целом мире больше нет!
В этом доме нам знакома каждая ступень.
Как на праздник, в нашу школу ходим каждый день!
Программа патриотического воспитания «Никто, кроме нас»
Программа патриотического воспитания исторического музея МОУ СОШ №21 г. Йошкар- Олы составлена в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание на 2006- 2010 годы» и Республиканской целевой программой «Патриотическое воспитание граждан в республике Марий Эл на 2006- 2010годы». Программа направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Программа составлена руководителем школьного музея Васениной О.Н.
« Патриотизм – это не значит только одна
любовь к своей Родине. Это гораздо больше...
Это – сознание своей неотъемлемости от
Родины и неотъемлемое переживание вместе
с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
( Л. Н. Толстой)
В настоящее время в школе сложилась система патриотического воспитания учащихся. События последнего десятилетия ушедшего века изменили устои Российского общества, сменили приоритеты, обозначили новые критерии значимости личности в семье, государстве, мире. Все эти процессы в большей степени коснулись самой незащищенной части общества – детей. Сегодняшним ученикам трудно понять наше непростое время. Это время заставляет их взглянуть на прошлое через призму современной жизни; молодое поколение растет в среде, где такие понятия как Родина, дом, народ, честь, любовь к своему народу и своей истории стали не главными. Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, стремление служить его интересам, способствовать его укреплению, носит общенародный характер. Патриотическое воспитание направляется на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Личность гражданина- патриота характеризуется самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами, веротерпимостью, проявление любви к Родине, к родным и близким, гордости за свое Отечество, за историю и достижения, почитанием национальных святынь и символов, уважением конституции страны.
Главные цели Программы:
- повышение эффективности существующей в школе системы патриотического воспитания школьников;
- формирование личности гражданина – патриота Родины на героической тематике, на боевых традициях нашей армии;
- воспитание на примерах мужества и героизма защитников Отечества;
Основные задачи Программы:
- обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов;
- формирование у школьников важнейших качеств гражданина России – патриота Отечества: чувства любви и преданности к Родине;
- доведение до учащихся школы славных боевых традиций Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества и их истоков;
- воспитание у молодежи готовности к защите Родины и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- воспитание уважительного отношения к Конституции и другим законам Российской Федерации;
Направления работы:
1. Поисковая работа. Формирование и пополнение фондов подлинными документами по истории школы, совхоза.
2. Исследовательская деятельность.
3. Экскурсионная, лекционная и просветительская работа с учащимися школы.
4. Культурно – массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий: день памяти по Рустаму Сафину, мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы.
5. Создание мультимедийных презентаций с использованием ИКТ.
Содержательную часть Программы предусматривается реализовывать:
- проведением «Уроков мужества» с учениками;
- проведением Дней воинской славы России;
- систематическим проведением экскурсий учащихся в школьный музей,
- ежегодным проведением традиционных конкурсов чтецов, сочинений, рефератов, стенгазет, мультимедийных презентаций;
- участием в городских и республиканских конкурсах;
- организацией встреч с ветеранами войны и труда, продолжение работы по
проекту «Человек на войне»;
Ожидаемый результат:
Формирование личности выпускника школы – патриота Отечества, малой Родины и ее будущего защитника и созидателя. Воспитание любви и гордости за свою Родину, верности традициям родного края, школы, проявляющиеся в уважительном отношении к ветеранам войны и труда, нашего села, бережному отношению к памятникам воинам, погибшим на войне. Повышение роли школьного музея в патриотическом воспитании учащихся.