Школьный Музей

.................................................фотоальбом.................................................

Виртуальная панорама 
экспозиций  школьного музея (выполнено с использованием Flash технологий: EXE-файл ссылка на ролик

Книги:

Книга о школьном музее:
Книга о школьном музее

Книга о  школе №21:
Книга о Школе №21 г. Йошкар-Ола Республика Марий Эл

Анкета-представление исторического музея средней школы № 21 г. Йошкар-Олы

1. Полное наименование музея:Исторический музей  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Йошкар-Олы»
2. Дата основания музея:12 февраля 2007 года
3. Почтовый адрес, телефон: г. Йошкар-Ола, с. Семеновка, ул. Молодежная, д. 11, тел. 72-83-46
4. ФИО руководителя школьного музея: Васенина Оксана Николаевна, тел: 89371128549


Характеристика музея:
1. Исторический (профиль музея: боевой и трудовой славы)
2. Программа деятельности музея составлена по основным направлениям музейной деятельности:
  • Исследовательская деятельность музея. Темы:  «История нашей школы», «История совхоза «Овощевод», «Ветераны войны – наши односельчане», «Труженики тыла», « Афганская война: как это было», «Биография Рустама Сафина, выпускника школы, погибшего в Чеченской войне», «Марийский край в годы Великой Отечественной войны», «Битва за Ржев», «6-ая рота», «Путь длиною в 425 лет» и др.
  • Основные направления фондовой работы: комплектование, учет, хранение, изучение фондов:
- пополнение фондов музея музейными предметами;
- научная организация фондов музея;
- заполнение инвентарной книги;
- экспозиционная работа;
- массовая работа;
- тематические экскурсии и обзорные лекции;
  • Организация поисково-краеведчекой работы музея:
Формы:
- историко-бытовые экспедиции по селу и по окружающим деревням;
- интервьюирование  ветеранов войны и  в рамках республиканского научно-исследовательского проекта «Человек на войне»; «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны»;
- работа с архивными источниками в Государственном архиве РМЭ;
- поисково-исследовательская работа о Рустаме Сафине, выпускнике школы, погибшем в первой Чеченской войне; о ветеранах Афганской войны;
В ходе поисковой работы комплектуется музейный фонд, проведена обработка и изучение музейных предметов, написаны и защищены исследовательские  работы по темам: «Кто и почему так назвал?», «Марийский край в годы войны», «Труженики тыла в годы войны», «Мужество сквозь юность пронесли», «Совхоз «Овощевод»: прошлое и настоящее», «6-ая рота», «Битва за Ржев», «История развития образования в Семеновке», «Наша школа», «История одного экспоната», «Афганская война: как это было», «Марийский праздник шорыкйол», «Актриса театра им. Шкетана – А. Г. Страусова», «Поэт революционной эпохи».
  • Характеристика фондов музея: музею нашему исполнилось три года, экспонаты копятся. У нас  находятся два переходящих Красных знамени  и  рубиновая звезда, множество грамот и дипломов совхоза «Овощевод»,  коллекция наград ветерана  ВОв, китель Рустама Сафина, медали и грамота афганца Сергеева В.,  награды и документы первого директора школы Никитиной Л. В., пионерская атрибутика, экспонаты, привезенные из-под Ржева в кол. 30шт. и др.
  • Названия разделов экспозиции:
- Мемориальный комплекс «Его подвиг бессмертен»
- Ржевская битва
- Чеченская война
- Афганская война: как это было
- Марийский край в годы Великой Отечественной войны
- Кадеты - будущее армии
- Путь длиною в 425 лет
- История совхоза «Овощевод»
- История нашей школы
  • Использование музея в образовательно-воспитательном процессе образовательного учреждения:
- проведение Уроков Мужества;
- 12 февраля - проведение дня памяти по Рустаму Сафину;
- проведение тематических вечеров;
- проведение обзорных и тематических экскурсий для обучающихся, родителей, выпускников и гостей школы.
  • Экскурсионная работа:
- проведение обзорных экскурсий по классам «Здравствуй, музей!»; проведение экскурсий в день встречи с выпускниками; проведение тематических экскурсий;
- школа юного экскурсовода, подготовка и апробация экскурсий учащимися;
Участие в конкурсах научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ.
  • Использование материалов музея в средствах массовой информации, научно-популярных изданиях:
- 13 февраля 2007 года в газете «Марий Эл» статья «Патриот эргым шарналтеныт»;
- октябрь 2007 года в газете «Кугарня» статья «Тоштер уто огыл»;
- участие в школьных, городских, республиканских научно-практических конференциях;
-  на сайте в Марийском региональном INTERNET Центре создание и защита сайта о работе музея;

Сценарий представления школьного музея

Ведущий 1.
 Дорогие гости, милости просим!
 О себе расскажем, лишнего не спросим.
 Мы в музей сегодня всех вас пригласили
 Вам о том расскажем, что не позабыли

Ведущий 2.
 Тех, кто пал за Родину, кто еще в строю.
 Ту уже далекую Великую Отечественную,
 Кто в Афганистане долг свой исполнял,
 Кто в младые годы героем после  смерти стал,
 Мы помним о парнишке юном, что в Чечне погиб,
 Его военный китель бережно музей хранит.

Ведущий 1.
В средней школе №21 г. Йошкар-Олы, где учился Рустам, все окружающие   знали, что за его скромностью, молчаливостью, уравновешенностью  скрывается сильный, волевой характер. 
В 1995 году Рустама забрали в армию. Из армии он написал пять писем. 13 февраля 1996 года командование войсковой части принесло страшное известие: 12 февраля 1996 года при отражении нападения боевиков в ходе перестрелки погибли трое военнослужащих части,  и среди них был Рустам. Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1996 года Сафин Рустам награжден Орденом Мужества (посмертно) Память о Рустаме живет в сердцах родителей, учителей, знакомых и останется на веки. Ежегодно, вот уже в течение 12 лет в школе 12 февраля проводим день памяти по Рустаму Сафину. В сентябре 1996 года в школе открылся первый профильный кадетский класс.

Ведущий 2.
 Жизнь пройдет, а это не сотрется.
 Присягают Родине сыны.
 Пасмурно, но словно вышло солнце,
 Так глаза солдат просветлены
 С кумачем деревья зашептались.
 И застыли в гулкой тишине,
 А теперь лицом к лицу остались
 Родина и я наедине.
 Я клянусь без устали повсюду
 Охранять родимые края,
 Я тебе достойным сыном буду,
 Мать солдата, Родина моя.
 Я клянусь надежною защитой
 Заслонять тебя в любом бою.
 Никаким врагам не дам в обиду
 Мать солдата – Родину мою.

Ведущий 1.
 Историю совхоза
 В музее вы найдете тоже.
 Родной «Овощевод» любили мы и любим,
 И Красные знамена беречь мы свято будем!

Ведущий 2.
 Марийский край родной,
 На карте мира
 Ты даже меньше,
 Чем кленовый лист.
 У нас в сердцах,
 Мой  край марийский милый,
 Ты как цветок,
 Прекрасен, юн и чист.

Ведущий 1.
 Говорят, что наша школа
Лучше всех на свете,
 И таких учителей
 Вам нигде не встретить!
 Это правда! Это правда!
 Наша школа лучше всех!
 Здесь с утра до ночи слышен
 Звонкий, детский смех!

Ведущий 2.
 А время летит, оно быстротечно!
 И многое время сотрет навсегда.
 Но в памяти нашей останутся вечно
 Наши директора.

Ведущий 1.
 Школа наша вместе с нами каждый день растет.
 Школа наша не обманет, каждого поймет.
 Школа  часто к нам приходит в наших лучших снах.
 Вместе мы носить готовы школу на руках!
 Школа нас научит все ошибки исправлять,
 Все проблемы в жизни здесь научимся решать.
 Разве мы сумеем это позабыть?
 Просто невозможно нашу школу не любить!
 Школа наша молодая – ей всего лишь 20 лет.
 Лучше школы нашей в целом мире больше нет!
 В этом доме нам знакома каждая ступень.
 Как на праздник, в нашу школу ходим каждый день!

Программа патриотического воспитания «Никто, кроме нас»

Программа патриотического воспитания исторического музея МОУ СОШ №21 г. Йошкар- Олы составлена в соответствии с Государственной программой  «Патриотическое воспитание на 2006- 2010 годы» и Республиканской целевой программой «Патриотическое воспитание граждан в республике Марий Эл на 2006- 2010годы». Программа направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Программа составлена  руководителем школьного музея Васениной О.Н.
                                                                        
                                                      « Патриотизм – это не значит только одна
                                                      любовь к своей Родине. Это гораздо больше...
                                                      Это – сознание своей неотъемлемости  от
                                                      Родины и неотъемлемое переживание вместе   
                                                      с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
                                                                             ( Л. Н. Толстой)
В настоящее время в школе сложилась система патриотического воспитания учащихся. События последнего десятилетия ушедшего века изменили устои Российского общества, сменили приоритеты, обозначили новые критерии значимости личности в семье, государстве, мире. Все эти процессы в большей степени коснулись самой незащищенной части общества – детей. Сегодняшним ученикам трудно понять наше непростое время. Это время заставляет  их взглянуть на прошлое через призму современной жизни; молодое поколение растет в среде, где  такие  понятия как Родина, дом, народ, честь, любовь к своему народу и своей истории стали не главными. Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, стремление служить его интересам, способствовать его укреплению, носит общенародный характер. Патриотическое воспитание направляется на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Личность гражданина- патриота характеризуется  самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами, веротерпимостью, проявление любви к Родине, к родным и близким, гордости за свое Отечество, за историю и достижения, почитанием национальных святынь и символов, уважением конституции страны.

Главные цели Программы:
- повышение эффективности существующей в школе системы патриотического воспитания школьников;
- формирование личности гражданина – патриота Родины на героической тематике, на боевых традициях  нашей армии;
- воспитание на примерах мужества и героизма защитников Отечества;

Основные задачи Программы:                          
- обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов;
- формирование у школьников важнейших качеств  гражданина России – патриота Отечества: чувства любви и преданности к Родине;
- доведение до учащихся школы славных боевых традиций Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества и их истоков;
- воспитание у молодежи готовности к защите Родины и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- воспитание уважительного отношения к Конституции и другим законам Российской Федерации;

Направления работы:
1.  Поисковая работа. Формирование и пополнение фондов подлинными документами по истории школы, совхоза.
2.  Исследовательская деятельность.
3. Экскурсионная, лекционная и просветительская  работа с учащимися школы.
4.  Культурно – массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий: день памяти по Рустаму Сафину, мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы.
5. Создание мультимедийных презентаций с использованием ИКТ.

Содержательную часть Программы предусматривается реализовывать:
- проведением «Уроков мужества» с учениками;
- проведением Дней воинской славы России;
- систематическим проведением экскурсий учащихся в школьный музей,
- ежегодным проведением традиционных конкурсов чтецов, сочинений, рефератов, стенгазет, мультимедийных презентаций;
- участием в городских и республиканских конкурсах;
- организацией встреч с ветеранами войны и труда, продолжение работы по
  проекту «Человек на войне»;
 
Ожидаемый результат:                                       
 Формирование личности выпускника школы – патриота Отечества, малой Родины и ее будущего защитника и созидателя. Воспитание  любви и гордости за свою Родину, верности традициям родного края, школы, проявляющиеся в уважительном отношении к ветеранам войны  и труда, нашего села, бережному отношению к памятникам воинам, погибшим на   войне. Повышение роли школьного музея в патриотическом воспитании учащихся.